Активное слушание

Практика «Активное слушание»

Активное слушание – способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает в первую очередь чувства говорящего.

Активно слушать собеседника – означает:

• Дать понять собеседнику, что вы услышали из того, что он вам рассказал.
• Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты активного слушания:

• Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
• Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
• Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
• Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Правила активного слушания:

Активное слушание11. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не начинать слушать, если нет времени. Это понятно: представьте себе, что, начав беседу и установив доверительный контакт, вы вдруг говорите: «Ах, извини, я очень спешу!». Ваш собеседник может почувствовать разочарование и даже обиду и будет прав.
3. Воспроизводить ключевые слова говорящего, его образные выражения. Не расспрашивать. Строить предложения в утвердительной форме.
4. Делать паузу. Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств.
5. Зрительный контакт. Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально, т.е. повторять его позу, мимику, жест, интонации, громкость и темп голоса, движение глаз и головы. Важно, чтобы ваши глаза находились на уровне его глаз.
6. Не расспрашивать. Прямые вопросы и расспросы нежелательны. Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете собственное любопытство, и собеседник это почувствует.
7. Не давать советов. Советы – это первое, что обычно приходит в голову, когда возникает желание помочь.
8. Быть внимательным к собеседнику. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

И очень важно помнить во время активного слушания, что советы не работают. Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит: «Скажи, что мне делать?». Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают потому, что они, как касторка: их легче давать, чем принимать. На это есть несколько причин. Во-первых, когда вы даете совет, то как бы ставите себя выше другого. Это его (сознательно или бессознательно) обижает, и он стремится развенчать ваши «умные» рекомендации. Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для него проблема может выглядеть совсем по-другому (вот почему совет, который начинается со слов: «Я бы на твоем месте…», часто встречает возражение: «А я не ты, и я так не могу!»). Наконец, в-третьих, обычно то, что вы советуете, человеку уже и так приходило в голову – ведь он с этой проблемой прожил дольше вас. Вот почему разговор, который сопровождается советами, часто проходит по такому образцу: вы говорите – «Почему бы тебе не …?», на что получаете ответ «Да, но …».

Блог писательницы Татьяны Дугельной

Из книги Татьяны Дугельной «Радуга открытого сердца»

Оставить комментарий

Your email address will not be published.